Особенности «переходного» процесса — часть 1
В связи с событиями 2014 года, которые развернулись на юге и востоке Украины, и их дальнейшим продолжением, путешествия по территории нашей страны в районы Донбасса и Крыма и обратно стали едва ли не более сложными, чем поездки в «дальнее зарубежье», как это было принято говорить в первые годы после распада Советского Союза. И дело не в том даже, что на Донбассе стреляют, а черноморская здравница признана практически всем миром «аннексированной» территорией, а в том, что правила пересечения линии соприкосновения «конфликтующих» сторон меняются настолько часто и порой непредсказуемо, что за ними не только трудно уследить, но еще и гораздо опасней воспринимать их как некую устоявшуюся данность, к которой нужно привыкнуть.
Но, вместе с тем, как бы кто ни относился к потрясениям и пертурбациям последних двух лет на юго-востоке Украины (а на этот счет существует множество точек зрения и мнений – от Обамы до безымянной севастопольской пенсионерки, жизнь продолжается, и десятки тысяч граждан продолжают сновать даже в зоне конфликта «туда» и «обратно». И наиболее успешно разъезжают по своим делам те, кто внимательно следит за меняющимися правилами и, по возможности, тщательно соблюдает все их нюансы.
Что нужно знать для благополучного въезда и выезда в Крым?
Каковы же эти правила по состоянию на конец апреля 2016 года, т. е. в преддверии майских праздников и сезона летних отпусков?
Прежде всего, надо точно себе представлять, что с законодательной точки зрения войны в Украине не было и нет. Какими бы по факту и по их трагическим зачастую последствиям ни были вооруженные столкновения на Донбассе, как бы не назывались с высоких трибун действия России в отношение Крыма – аннексией или оккупацией, — де-юре Украина и РФ являются не просто мирно соседствующими государствами, а даже «дружественными», поскольку ни одна из держав не денонсировала заключенный между собой Большой договор о дружбе и сотрудничестве, и вопрос о разрыве дипломатических отношений муссируется разве что в самых горячих головах маргинальных политиков.
То же самое можно было бы сказать и об отношениях между Украиной и так называемыми ЛНР/ДНР, если бы ситуация с точки зрения законодательства и права здесь ни была еще более абсурдной. Дело в том, что самоназванных «народных республик» де-юре вообще не существует – их не признают ни Украина, ни Россия, ни Европа, ни Азия, ни Америка. А если таковых «нет», то нет и ни границ, ни соответствующих им территорий, и нет, естественно (?!) никакой войны, налагающей на всемирно признанные права граждан – в том числе и на свободу перемещения — очень жесткие ограничения.
Исходя из вышеизложенного, можно было бы легко подойти к пониманию, что все, кто на законных основаниях пребывает в Украине – как граждане Украины, так и въехавшие в установленном порядке иностранцы и лица без гражданства, – имеют право свободного перемещения по всей территории страны.
Однако, реальность такова, что в нашей стране и раньше существовала закрытая для свободного доступа Чернобыльская зона отчуждения, а теперь к ней добавились оккупированный Крым и неконтролируемые государственной властью «отдельные регионы Донецкой и Луганской областей» (сокращенно — ОРДЛО) — то есть территории ДНР и ЛНР.
Да, Крым и ОРДЛО не признаны «заграницей», но порядок въезда и выезда граждан, а также провоза/вывоза грузов с их территории на «материковую» часть Украины в настоящее время регулируется специально прописанными для них порядками, которые весьма приближены к правилам пересечения настоящей границы, но имеют свою специфику.
Внимание: казусы Перекопского перешейка!
Чтобы пересечь границу между Крымом и Украиной на Перекопском перешейке, гражданину Украины достаточно иметь при себе «внутренний» украинский паспорт – он с должным официальным почтением признается как погранично-таможенными службами под сине-желтым флагом, так и россиянами.
А вот гражданам России пересечь кордоны на автотранспорте через пункты пропуска в Каланчаке, Чонгаре и Чаплинке не удастся ни в каком из направлений — даже при наличии зарубежного паспорта, который обязателен и которого в целом достаточно на всех других участках украинско-российской границы. Все именно потому, что Украина не признает присоединения Крыма к России, и у пограничников с украинской стороны возникают вопросы: либо: «Вы затем въезжали в нашу страну, чтобы сэкономить на проезде в Крым?», либо: «А как вообще вы очутились на полуострове в обход наших постов?». И они будут правы, поскольку с июня 2015 года украинским правительством запрещено пересечение границы Украины с Крымом для иностранцев (то есть граждан всех стран мира, кроме Украины). Исключение делается лишь для получивших от украинских властей специальное разрешение, которое, однако, не выдается (!) туристам и лицам, едущим в гости, за исключением близких родственников. Такое спецразрешение выдается на один въезд или на много въездов сроком 1 год.
Правила въезда в Крым из Украины регламентированы «Порядком въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее», введенным в действие Постановлением Кабинета Министров Украины от 4 июня 2015 № 367. Текст документа можно найти по этому адресу ссылка.
Вследствие того, что въезд иностранцам в Крым, равно как и на территорию ОРДЛО, в обход украинских погранпостов запрещен и влечет за собой, в лучшем случае, штраф или депортацию, но может закончиться и арестом, а в последующем и лишением свободы сроком от 3 до 8 лет по новой статье 332-1 Криминального кодекса Украины «Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее». Поэтому для всех иностранцев есть только два реальных варианта попасть в Крым и обратно: либо самолетом, либо керченским паромом, без транзита Украиной.
Украинцам же следует помнить, что с конца декабря 2014 года в стране отменены все пассажирские поезда, идущие в Крым, а также рейсовые автобусы, не говоря уже об авиационном сообщении, которое было запрещено еще с весны того же года. Пересечение зоны разграничения возможно только пешком или на частном автотранспорте. Но при этом действуют особые таможенные правила, установленные согласно принятому 12 августа 2014 года Закону Украины «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины», а также принятому 16 декабря 2015 года постановлению Кабинета Министров Украины №1035 «Об ограничении поставок отдельных товаров (работ, услуг) с временно оккупированной территории на другую территорию Украины и/или с другой территории Украины на временно оккупированную территорию».
Ознакомиться с этими документами в полном объеме можно здесь:
ссылка и ссылка, но в целом они почти полностью соответствуют Таможенному кодексу Украины, за исключением отдельного послабления, которое касается так называемых «социально значимых продуктов питания» и о котором будет рассказано чуть ниже.
Что же касается разрешенных к провозу через погранпосты на границе Крыма и Херсонской области личных вещей граждан, то к таким, согласно статье 370 Таможенного кодекса Украины, считаются товары по 24-м позициям:
К личным вещам граждан не могут быть отнесены другие предметы, кроме тех, которые указаны выше. Но, с учетом специального постановления правительства Украины (ссылка), которое было принято в связи известной «товарной блокадой» Крыма, устроенной гражданскими активистами Меджлиса и «Правого сектора» перед пропускными погранпунктами в Херсонской области, Кабмин существенно ограничил коммерческий обмен товарами и услугами с оккупированной территорией. Но зато компенсировал запретительные меры разрешением рядовым гражданам провозить с собой «социально значимые продукты питания».
В перечень этой группы товаров входят:
Разовая совокупная стоимость продуктов этой группы не может превышать 10000 грн., а вес – быть тяжелее 50 кг на 1 человека. При этом обязательно к соблюдению еще одно важное условие: лицо, которое ввозит товары в Крым или обратно, не имеет право сновать через границу как челнок с мелкооптовым грузом. Такой вояж допустим не более одного раза в сутки. Попытки превращения перевозки сала, или сыра под предлогом необходимости «правильного питания» будут неотвратимо пресечены как коммерция.
И — да! – еще одно очень важное отличие пересечения украинского блок-поста в Каланчаке или в Чонгаре от прохождения обычного таможенного контроля на любом другом участке украинской границы: список «социально значимых продуктов питания» является исчерпывающим, поэтому в Крым или из Крыма категорически запрещено провозить алкоголь, сигареты, фрукты и овощи (кроме картофеля) в любых количествах. На практике бутылочку «Массандры» в багаже у соотечественника или пачку сигарет «Прилуки» пограничники могут и не заметить, но теоретически имеют право не пропустить через кордон даже с бутылкой пива или «ром-колы».
Существуют специфические правила ввоза с собой на территорию Крыма и наличных денег. Согласно действующему по сегодняшний день постановлению Правления Нацбанка Украины от 3 ноября 2014 г. № 699 (ссылка), физическим лицам с оккупированной территории (в документе она обозначена как «территория свободной экономической зоны «Крым») на материковую Украину и обратно запрещено провозить российские рубли в количестве более 10000 гривен в эквиваленте (то есть по курсу НБУ на 23 апреля 2016 года – это 26316 рублей с округлением). Будете провозить больше — могут конфисковать с составлением соответствующего протокола. Это замечание касается в первую очередь тех граждан Украины, которые захотят поехать на отдых, предварительно обменяв гривни на рубли у себя дома по более выгодному курсу.
Однако, данное валютное ограничение не действует, если гражданин собирается попасть в Крым с любой другой валютой. Для гривень, долларов и евро, которые гражданин положил в свой кошелек, таможенный потолок установлен на уровне до 10000 евро на человека (эту сумму можно пересчитать в эквиваленте на любую другую валюту, кроме валюты РФ). Если эта сумма выше, необходимо заполнить письменную декларацию. А в том случае, если необходимо вывезти наличные деньги с территории Крыма, то гражданам Украины разрешается при себе иметь сумму, не превышающую в эквиваленте уже десять тысяч долларов США, и при этом необходимо их письменно задекларировать (на сумму до $3000 подавать декларацию не требуется). Если же сумма превышает 10 тысяч долларов, то надо предоставить документ, подтверждающий, что указанные наличные деньги были ранее ввезены, переведены или приобретены в Российской Федерации.
Вот такие казусы!
Билеты на автобус
введите данные в поля ниже чтобы получить список рейсов
Оставить комментарий